Профилактика асоциального поведения детей

Профилактика асоциального поведения подростков в молодежной среде. С. В. Косарецкая, зам. директора Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи

Взаимодействие в деле воспитания подрастающего поколения духовенства, педагогов, психологов, медиков должно рассматриваться не только как форма солидарности, объединения людей, исповедующих общие ценности, но как интеграция различных типов «профессиональных» ресурсов, средств практического действия. Пламенная проповедь должна сочетаться с кропотливым педагогическим искусством повседневного контакта с детьми, поиском и протаптыванием путей к сердцам детей, умелым возделыванием «почвы», на которой мы ожидаем возрождения духовно-нравственных ценностей. Знание глубин души – со знанием особенностей возраста, групповой психологии и т. д..

Есть основания полагать, что в современной ситуации обсуждения вопросов противодействия асоциальным явлениям в молодежной среде все большее внимание будет уделяться осмыслению собственно эффективных тактик противодействия, с одной стороны, духовных, с другой стороны, - научно-обоснованных. Как это возможно - вопрос, требующий серьезного обсуждения. Здесь мы сталкиваемся с противоположными эффектами.

Выражение озабоченности и тревоги за молодежь, яркие разоблачения и обличения, увы, не «заговорят» те беды, от которых мы стремимся уберечь детей. Более того, праведная, но необдуманная горячность и поспешность в данном вопросе может иметь совершенно иные, нежеланные последствия.

Внимательно анализируя реальные примеры борьбы с такими явлениями как наркомания, СПИД, экстремизм в молодежной среде, можно указать на ряд ошибок в используемых подходах.

Одна из них получила в работах социологов определение «моральная паника», когда масштабная информационная компания в СМИ под праведными лозунгами приводит к противоположным результатам, создавая рекламу некоторым идеям и группам, делая их привлекательными для определенных категорий молодежи. На наших глазах усилиями СМИ плохо образованные, агрессивные подростки стали героями репортажей и публикаций, что сделало для расширения приверженцев и симпатизирующих идеям «скинхедов» больше, чем пропаганда малоизвестных националистических объединений.

Другой пример, когда искренне желание отвратить детей от наркотиков не сочетается с профессионализмом в области профилактической работы и, красочные рассказы о «вредных» растениях и веществах и подробное живописание переживаемых состояний, возбуждая воображение и любопытство подростка, сопровождаются неубедительным призывом не пробовать все «это».

В другом подходе мы имеем дело с не раз упоминавшимися в рамках форума методически проработанными и психологически обоснованными тренингами безопасных сексуальных отношений, за которыми стоит сугубо материалистическое, даже натуралистическое отношение к полу, браку, семье.

В соответствии с современными представлениями о профилактике социально обусловленных заболеваний, акцент следует делать не столько на негативных последствиях неправильного образа поведения, сколько на достоинствах «правильных», здоровых моделей поведения. Наши дети сегодня куда чаще видят плохое, даже в случае, когда оно осуждается, и так редко имеют возможность увидеть образцы духовной жизни в современном социуме. На 100 материалов о наркоманах и скинхедах - в лучшем случае один о православных скаутах или учениках воскресной школы. Представить детям и подросткам галерею альтернативных образцов достойного образа жизни их сверстников – актуальная педагогическая задача.

Последние публикации раздела

Профилактика асоциального поведения подростковой молодежи

Подобные документы

Понятие и сущность социального поведения. Сравнительная характеристика асоциального и противоправного поведения. Основные причины и формы отклоняющегося или девиантного поведения. Средства, виды, методы и принципы социального контроля над девиацией.

Реферат, добавлен 14.11

Изучение природы асоциального поведения несовершеннолетних. Социально-психологические механизмы социализации. Формирование внутренних регуляторов общественного поведения индивида. Нарушения социализации. Прямые и косвенные десоциализирующие влияния.

Реферат, добавлен 08.06

Факторы и уровни девиантного поведения подростков. Пропаганда девиаций. Кибер - и интернет-аддикция. Особенности деструктивных религиозных культов. Профилактика суицида. Признаки асоциальных объединений. Приемы воздействия на группы несовершеннолетних.

Презентация, добавлен 05.04

Понятие девиантного поведения, его роль в нынешнем обществе. Суть основных теорий, объясняющих такое поведение людей. Особенности причин девиантного поведения современной молодежи. Специфика видов и форм отклоняющегося поведения, их цели и задачи.

Реферат, добавлен 08.01

Криминогенное поведение как наиболее опасное проявление социальной дезорганизации человека. Изучение вопросов, связанных с профилактикой криминогенного поведения в молодежной среде. Исследование структуры девиантного, антисоциального поведения молодежи.

Контрольная работа, добавлен 06.04

Понятие здоровьесберегающее поведение и факторы, его определяющие. Характеристика образа жизни и здоровья учащейся молодежи. Анализ организации здоровьесберегающей деятельности среди учащейся молодежи в Сыктывкарском Государственном университете.

Курсовая работа, добавлен 22.05

Система культурно-досуговой деятельности как фактор воспитания молодежи. Потребности, интересы и предпочтения молодежи в саморазвитии. Включение молодежи в социально значимые виды деятельности. Создание оптимальных условий в учреждениях культуры.

Курсовая работа, добавлен 21.08

Наркомания как условие преступности в молодежной среде. Факторы, приводящие к наркозависимости в молодежной среде и их взаимосвязь с правонарушениями и преступлениями. Взаимосвязь преступности и наркомании. Профилактика наркотизма современной молодежи.

Курсовая работа, добавлен 18.04

Понятие преступности несовершеннолетних, ее характеристика и показатели. Подростки как особая социальная группа. Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения у подростков. Субъекты и этапы профилактики преступности несовершеннолетних.

Курсовая работа, добавлен 09.01

Понятие девиантное поведение и причины его возникновения. Причины девиации. Особенности отдельных форм девиантного поведения. Преступность. Алкоголизм. Наркомания. Суицид. Особенности девиантного поведения подростков. Меры социального воздействия.

Реферат, добавлен 21.05

Факторы, влияющие на сексуальное поведение. Межполовые различия в сексуальных отношениях. Выбор сексуального партнера. Предпосылки возникновения аддикции. Типы сексуальной идентичности. Сексуальное поведение и ценности молодежи, модели поведения.

Курсовая работа, добавлен 20.12

Основные черты девиантного поведения детей, понятие, история и причины детской преступности. Социальная работа с детьми, имеющими отклонения в поведении. Характеристика, общественная опасность, динамика развития и профилактика детской преступности.

Курсовая работа, добавлен 11.01

Воздействие социального дискомфорта в семейных отношениях на формирование девиантного поведения подростков. Технология социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения. Профилактические меры по предотвращению отклоняющегося поведения.

Курсовая работа, добавлен 01.06

Особенности девиантного (отклоняющегося) поведения. Неформальные движения современной молодежи. Хиппи – группы молодежи, отвергающие установленные нравственные устои. Панк-культура гаражного рока. Анархия как философия. Скинхеды или рабочая молодежь.

Реферат, добавлен 19.05

Понятие и общая характеристика девиантного поведения как отклоняющегося от общепринятых, распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития, типология и провоцирующие факторы. Его развитие среди подростков.

Презентация, добавлен 30.01

Девиантное поведение подростков как важнейшая социальная проблема современности. Выявление специфических причин и типичных форм девиации подростков. Социализированное расстройство поведения. Профилактика вредных привычек и агрессии в подростковой среде.

Курсовая работа, добавлен 08.02

Природа отклоняющегося (девиантного) поведения. Преступность как явление общественной жизни по А. И. Герцену. Специальные теории о природе преступности и ее причинах, разрабатывавшиеся в области социальных наук. Основные виды отклоняющегося поведения.

Реферат, добавлен 05.03

Понятие суицида в историческом аспекте. Основные концепции формирования суицидов. Сущность и психологические механизмы суицидального поведения подростков. Профилактика суицидального поведения подростков в деятельности специалиста по социальной работе.

Дипломная работа, добавлен 12.07

Самоубийство как целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное и самостоятельное, его отличительные особенности и основные причины суицидального поведения. Проблема суицидального поведения современной молодежи и пути его профилактики.

Контрольная работа, добавлен 02.12

Характеристика главного направления деятельности Службы социальной помощи молодежи - организации профилактики наркомании в молодежной среде. Обоснование назначения программы и ее основных компонентов. Работа с учителями и организаторами досуга молодежи.

Контрольная работа, добавлен 25.10

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пашкина Н. А. Слизкова Е. В.

ФГБОУ ВПО Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова, г. Ишим, Россия

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

В педагогическом словаре В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой девиантное поведение – это устойчивое поведение психически здоровой личности, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся её социальной дезадаптацией [1].

Менделевич В. Д выделяет (в зависимости от природы, характера и степени проявления) первичную и вторичную девиацию.

Первичная девиация - это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины ( бунт ребёнка; стремление к самореализации, которое почему-либо не осуществляется в рамках нормативного поведения). Вторичная девиация - подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение [2].

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и девиантное поведение на базе гиперспособностей. У младшего школьника в большей степени преобладает делинквентное и девиантное поведение на базе гиперспособностей. Делинквентное поведение – разновидность преступного поведения ребенка, является отклоняемым поведением, в крайних своих проявлениях представляет уголовно наказуемое деяние, проявляемое в озорстве и желании развлечься. Девиации, обусловленные гиперспособностями – отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Характерные черты, неспособность правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни [2].

На основе рассмотренных причин и видов девиантного поведения определили, что отклоняющееся поведение у школьников, следствие, педагогической запущенности, с которой нужно бороться.

С точки зрения В. И. Загвязинского и А. Ф. Закировой профилактика может осуществляться на нескольких уровнях: на личностном уровне происходит формирование тех качеств личности младшего школьника, которые способствовали бы повышению уровня здоровья отдельного человека; на семейном – влияние на микросоциум – семью (тематические родительские собрания, семейные консультации); на социальном – влияние на социальную среду младшего ребенка (проведение классных часов, индивидуальных консультаций, профилактических бесед). Профилактика – это система мер (коллективных и индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе. Определение профилактики уходит вглубь своего развития [1].

По мнению Т. А. Строковой профилактику можно подразделить на несколько видов: первичную; вторичную; третичную.

Основой профилактических мер является деятельность, направленная на создание оптимальных психолого-педагогических условий для нормального осуществления процесса социализации личности; осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и младшим школьникам; обеспечение, в случае необходимости мер социально-правовой защиты ребенка [3].

Таким образом, профилактика представляет собой комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем. Один из путей социально-педагогической профилактики – разработка специальных обучающих и просветительских программ для детей и родителей. В работе с детьми младшего школьного возраста, очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одним из таких наиболее обобщенных методов является изотерапия, относительно новый метод психотерапии.

1) Загвязинский В. И. Закирова А. Ф. Педагогический словарь. М. Академия. 2008. 352 с.

2) Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. СПб. Речь. 2008. 445 с.

3) Николаева Н. В. Функции педагогов по профилактике девиаций у подростков в образовательном процессе // Среднее профессиональное образование. 2010. №9. С.8-10.


Ротару :В 70 лет выгляжу на 45 благодаря простой методике...

Почему все аптеки молчат? Грибок ногтя боится как огня дешевого...

Алкоголику вместо кодирования подсыпьте незаметно 3-4 капли обычной…

Соломія Вітвіцька: живіт втягнувся за добу, вийшло 22 кг жиру! Їла це ...

Заросли папиллом на шее и в подмышках - признак наличия у вас...