Психологические занятия детьми 4 5 лет

«Программа психолого-педагогических занятий с детьми дошкольного возраста “Цветик-семицветик”» (комплексная программа)

  • Т. И. Чиркова, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».
  • Е. Н. Васильева, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина».
  • Р. Ю. Белоусова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой управления дошкольным образованием ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л. С. Выготскому, должны стать «культурными», т. е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство дошкольных образовательных учреждений имеют в штатном расписании ставку психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.

Цель программы: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

  • Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.
  • Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  • Развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  • Развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  • Развитие интеллектуальной сферы — развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  • Формирование позитивной мотивации к обучению.
  • Развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Принцип личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).

Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога. Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

  • Организационный этап — создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
  • Мотивационный этап — выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа.
  • Практический этап — подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;
  • Рефлексивный этап — обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
  • Разработка, апробация, реализация

    Данная программа разработана и сертифицирована на базе кафедры психологии ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород).

    Программа прошла апробацию на базе НОУ «ОЦ «ДИВО» (г. Нижний Новгород), СРЦН «Надежда» (г. Нижний Новгород), НОУ «Букваренок» (г. Москва).

    Одобрена Министерством образования РФ как программа комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста. Рекомендована к использованию в работе психолога с детьми 3-7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

    Программа издана в виде отдельных книг по каждой возрастной группе (издательство «Речь», СПб — Москва):

    • «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (3-4 лет).
    • «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (4-5 лет).
    • «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (5-6 лет).
    • «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (6-7 лет).

    Приложением к данной программе служат рабочие тетради на печатной основе для каждой возрастной дошкольной группы (издательство «Речь», СПб).

    Скачать

    - помочь детям осознать, что люди бывают разного пола: мужского и женского (дети - мальчики и девочки, взрослые - мужчины и женщины);

    - развивать умение ориентироваться в стереотипах женского и мужского поведения и в выборе половых ролей

    - способствовать осознанию детьми уважения к противоположному полу, преимуществ доброжелательного отношения друг к другу.

    Ход занятия психолога в старшей группе:

    - Здравствуйте, дети. А кто это к нам пожаловал. Да, это наша знакомая страшилка из сказки по имени Одюдюка.

    - А можем ли мы по этому имени узнать - мальчик это или девочка.

    - Давайте поздороваемся с Одюдючкою и расскажем ей, кто вы (мальчик или девочка) и какие имена у вас.

    Упражнение «Я - мальчик, меня зовут. Я - девочка, меня зовут. »

    Цель: развивать у детей навыки соотношения имени и пола.

    Дети, держа Одюдюку в руках, рассказывают ей свои имена.

    - Дети, а еще какие девичьи и мальчишеские имена вы знаете?

    Дети называют имена мальчиков. потом имена девочек.

    - Дети, а Одюдюка не знает, чем отличаются девочки от мальчиков. Давайте ей объясним. (дети объясняют, психолог помогает)

    - Все люди делятся на мужчин и женщин. А детей называют: мальчик и девочка. Мужчины - они сильнее, мужественные, проворнее, а женщины - мягче, хрупкие. Мальчики смелые, любят технику, а девочки - нежные, они любят украшения, бантики и тому подобное.

    - А чем любят играть мальчики, а чем девочки?

    Беседа психолога с детьми «Чем играют мальчики, чем играют девочки»

    Цель: активизация и расширение знаний детей о совместных и расходящихся предпочтениях по полу.

    Дети в свободном порядке сначала называют предпочтения в играх и игрушках относительно девочек, а затем мальчиков.

    Психологические занятия детьми 4 5 лет

    Психологические занятия детьми 4 5 лет

    Упражнение «Одежда для мальчиков и девочек»

    Цель: активизация и расширение знаний детей о похожем и непохожем в одежде, в соответствии с полом человека.

    Психолог предлагает рассмотреть картинки «Мальчик» и «Девочка». Акцентирует внимание детей на различиях в одежде.

    Дети в свободном порядке называют, в какую одежду могут одеваться девочки, и во что могут одеваться мальчики. Психолог акцентирует внимание детей на совместных вариантах одежды и когда это уместно.

    Психологические занятия детьми 4 5 лет

    Психологические занятия детьми 4 5 лет

    Игра «Одень куклу»

    Цель: психологическая разгрузка; закрепить на практике знания детей об особенностях внешнего вида мальчиков и девочек.

    Оборудование: кукла Маша, кукла Ваня, рубашка, штаны, платье, бантик.

    Дети, объединившись в две команды, должны соответственно одеть кукол. Кто быстрее,

    Обсуждение: почему надели именно так, а не иначе.

    Беседа «Отношения между мальчиками и девочки»

    Цель: способствовать осознанию детьми уважения к противоположному полу, преимуществ доброжелательного отношения друг к другу.

    Мы уже говорили о том, что мальчики отличаются от девочек тем, что они сильнее. Но это не значит, что мальчики могут оскорблять и обижать девочек. Ведь они будущие мужчины, которые должны защищать, оберегать девушек и женщин, заботиться о них и никогда не говорить обидных слов. Поэтому наши ребята уважают девочек, уступают им, помогают. не так ли. Потому что они хотят стать настоящими мужчинами.

    Давайте теперь поиграем в игру и расскажем Одюдюке, какие вы - мальчики и девочки.

    Дидактическая игра «Я - мальчик, я - девочка»

    Цель: развивать у детей умение ориентироваться в стереотипах женского и мужского поведения.

    Дети в свободном порядке говорят от своего имени - «я - мальчик, я - сильный, смелый, мужественный, ответственный, ловкий, выносливый, терпеливый, воспитанный. », «я - девочка, я - хрупкая, нежная, ласковая, ответственная, терпеливая, застенчивая, воспитанная. »

    - Дети заметили вы, что-то похожее между тем, что говорилось о девочках и о мальчиках.

    - Да, и девочки и мальчики могут быть - сильными, смелыми, терпеливыми, добрыми.

    Дети, вот наше занятие и подошло к концу, а мы еще не успели показать нашей гости Одюдюке, какие мы воспитанные, как мы умеем говорить комплименты друг другу.

    Дидактическое упражнение «Комплименты»

    Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, осознание преимуществ уважительного отношения друг к другу.

    Упражнение выполняется по кругу. Дети, называя соседа по имени, говорят ему комплимент.

    Психолог. Дети, вы были очень внимательны и добры друг к другу!

    Мы сегодня очень хорошо поработали, многое узнали и многому научили Одюдюку - теперь она и сама знает, и друзьям своим расскажет - кто такие мальчики и девочки, чем они отличаются и что между ними есть общего.

    Итог занятия. Рефлексия.

    Похожие статьи:

    Ребенок раннего дошкольного возраста от 3 до 5 лет

    Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуально; Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает на­полняться противоречиями: он стремится к само­стоятельности и в то же время не может справить­ся с задачей без помощи взрослого, он любит близ­ких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка фор­мируется собственная внутренняя позиция, кото­рая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

    Активность и неутомимость малышей в этом воз­расте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие при­обретает способность более полно отражать окру­жающую действительность.

    На основе наглядно-действенного к 4-м годам на­чинает формироваться наглядно-образное мышле­ние. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». Как и в раннем возрасте, в 3—4 года преоблада­ет воссоздающее воображение, т. е. ребенок спосо­бен лишь воссоздать образы, почерпнутые из ска­зок и рассказов взрослого. Большое значение в раз­витии воображения играют опыт и знания ребен­ка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источни­ков, реального и сказочного. Фантастические об­разы, возникающие у малыша, эмоционально на­сыщены и реальны для него.

    Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельнос­тью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго.

    Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

    В эмоциональном плане сохраняются те же тен­денции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное со­стояние продолжает зависеть от физического ком­форта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому; характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. И все же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

    В 3—4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

    Возраст 3-х лет характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую строптивость.

    «Кризис 3-х лет» — определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У од­них детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других — в три с половиной года.

    Первым свидетельством начала кризиса может служить появление Негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрос­лых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний — тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказать свое мнение, ма­лыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка — дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней счи­таться.

    2-ая младшая группа детского сада (3-4 лет)

    Познавательная деятельность. воображение, память, внимание, восприятие, математические способности, логика.

    Эмоционально-волевая сфера. половозрастная идентификация, мальчик – девочка.

    Деятельность – сюжетная игра, развитие моторика, коммуникативные навыки в общении со сверстниками.

    После 4 лет ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причи­ны и следствия его возникновения. Поэтому глав­ным вопросом для ребенка 4-х лет становится воп­рос «почему?».

    Ребенок развивается, становится более вынос­лив физически. Это стимулирует развитие вынос­ливости психологической. Снижается утомляе­мость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

    В этом возрасте сверстник становится более зна­чим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по полово­му признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

    Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляю­щаяся в любознательности и любопытстве ребен­ка, позволяет ему выходить за пределы непосред­ственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умо­заключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

    Зависимость внимания от эмоциональной насы­щенности и интереса к ним сохраняется. Но раз­вивается устойчивость и возможность произволь­ного переключения.

    Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.

    Продолжает активно развиваться фантазирова­ние, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возмож­ностей ребенка будет способствовать его нравствен-; ному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

    Следует обратить внимание на то, что в возрас­те 4—5-ти лет недостатки воспитания ребенка на­чинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

    Средняя группа детского сада (4-5 лет)

    Познавательная деятельность: воображение, память, внимание, восприятие, математические способности, логика.

    Эмоционально-волевая сфера. самосознание, самооценка.

    Деятельность – игра, моторика, коммуникативные навыки в общении со взрослыми.

    Психологические занятия детьми 4 5 лет

    Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка - то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу Габышевой Виктории Анатольевне


    Ротару :В 70 лет выгляжу на 45 благодаря простой методике...

    Почему все аптеки молчат? Грибок ногтя боится как огня дешевого...

    Алкоголику вместо кодирования подсыпьте незаметно 3-4 капли обычной…

    Соломія Вітвіцька: живіт втягнувся за добу, вийшло 22 кг жиру! Їла це ...

    Заросли папиллом на шее и в подмышках - признак наличия у вас...