Произвольная память детей младшего школьного возраста

II. 1.6. Развитие произвольности. Внимание и память.

Известно, что в младшем школьном возрасте в центр психического развития ребенка выдвигается формирование произвольности: развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности. На протяжении всего младшего школьного возраста ребенок учится управлять своим поведением, протеканием психических процессов (мышления, внимания, памяти). Происходит это очень медленно и постепенно, однако требования, предъявляемые к детям буквально с первых дней пребывания в школе, предполагают уже достаточно высокий уровень развития произвольности. Более того, можно даже сказать, что на протяжении первых лет обучения в школе требования эти по сути не меняются. Развитие произвольности как специальная педагогическая задача ни педагогами, ни родителями, как правило, не ставится — они требуют от ребенка внимания, прилежания, старательности, никаким специальным образом не воздействуя на формирование этих качеств.

Указанное противоречие приводит к тому, что произвольность развивается стихийно, причем нередко процесс развития заменяется стереотипным приспособлением к условиям учебной деятельности. Так, в исследовании Н. В. Репкиной (73) показано, что свойственный многим младшим школьникам низкий уровень развития [77] памяти (заметим, что жалобы на «плохую память» детей — одни из самых распространенных у учителей, родителей и самих учеников) обусловлен несформированностью основных компонентов учебной деятельности. К концу III класса у всех учеников складывается некоторый минимум умений, связанных с запоминанием и воспроизведением учебного материала, однако в этом проявляется не столько развитие произвольной памяти, сколько ее приспособление к стандартным заданиям начальной школы.

Интересные данные о развитии внимания в I—IV классах получены в исследовании Г. Н. Понарядовой (63). С помощью лонгитюдного метода она изучала развитие таких характеристик внимания, как его устойчивость, распределение и переключение. Выявлено, что у детей с различной успеваемостью внимание на протяжении данного периода развивается по-разному. У среднеи хорошо успевающих школьников внимание развито средне, у большинства неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания. В дальнейшем в группе успевающих на «4» и «5» от класса к классу происходит интенсивное развитие произвольного внимания, в группах среднеи слабоуспевающих показатели I и II классов оказываются приблизительно равными (а по характеристикам переключения внимания во II классе даже снижаются), и лишь в III классе наблюдается некоторый рост.

Развитие памяти у младших школьников

В младшем школьном возрасте непроизвольное запоминание постепенно переходит к произвольному. В процессе взросления ребенка развиваются осознанные действия, направленные на то, чтобы лучше запоминать и точнее воспроизводить материал, удержанный в памяти. При этом для малышей большое значение имеют двигательные, зрительные и слуховые впечатления. Чем меньше возраст ребенка, тем более непосредственно выступают его чувства, в первую очередь неудовлетворение и удовольствие от того, что он получил, сделал или увидел. Именно поэтому система педагогического воздействия строится на этих чувствах.

Основы развития памяти у детей младшего школьного возраста

В начальных классах дети усваивают разные стратегии, способствующие запоминанию материала. Такие стратегии еще называются приемами управления памятью, совершенствование которых происходит по мере обучения. Основная задача родителей и учителей – ускорить развитие словесно-логической и произвольной памяти у детей.

Произвольная память детей младшего школьного возраста

Повторение

В младшем школьном возрасте у ребенка появляется и развивается словесно-логическая память. Сначала малыш повторяет каждое запоминаемое слово, произнеся его про себя несколько раз. Примерно к 7 годам малыш начинает повторять слова группами.

Организация

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста в первую очередь направлено на то, чтобы со временем дети научились самостоятельно выстраивать логические связи между реальными объектами и своими ощущениями. В 1-3 классе ребенок связывает слова с помощью простых ассоциаций. Старшие малыши организуют слова в группы по общему признаку.

Осмысление

Запомнив предложение или целый абзац, ребенок может воспроизвести не только фактически сказанное, но и то, что он логически вывел из услышанной фразы. Например, 11-летний ребенок умеет делать выводы, тогда как 7-летний не всегда сможет ответить определенно, ссылаясь на отсутствие информации. В процессе активного осмысления малыш использует логику вместо простого воспроизведения материала, который сохранился у него в памяти.

Формирование образов

Развитие памяти у младших школьников будет намного эффективнее, если Вы научите его запоминать новую информацию, создавая на ее основе умственный образ. В памяти у детей младшего школьного возраста сохраняется множество образов отдельных предметов, у которых воедино слиты общие черты и несущественные признаки. Ребенку постарше проще создавать такие образы, причем они лучше запоминаются и отличаются яркостью.

Поиск информации в памяти

Например, когда ребенок разбирает слово по буквам, он часто ищет правильные буквы, хранящиеся в памяти. Малыш может знать букву, с которой начинается слово, но иногда ему необходимо проверить несколько вариантов.

Создание сценариев

Чтобы сохранять регулярно повторяющиеся события, память ребенка можно организовать в виде набора сценариев. То есть событие, происходящее снова и снова, сохраняется в виде стандартной последовательности регулярных событий.

Тенотен Детский – дополнительный инструмент в наборе эффективного развития памяти у детей младшего школьного возраста

Читайте так же.

Краткие сведения о задержке психоречевого развития у ребёнка

Краткие сведения о задержке психоречевого развития у ребёнка

Задержка психического развития и речи – это вариант нарушения познавательной деятельности у детей, что проявляется в снижении показателей внимания, памяти и восприятия. В отличие от аномальных форм психического развития ребенка (таких как олиг

Рекомендации для родителей при задержке развития

Рекомендации для родителей при задержке развития

Вызывайте у ребенка потребность эмоционального общения с другими людьми, проявляйте радость от общения с ним.

Признаки значительной задержки речевого развития

Признаки значительной задержки речевого развития

В каком возврасте и как проявляются признаки значительной задержки речеровго развития.

Гимнастика для снятия эмоционального напряжения

Гимнастика для снятия эмоционального напряжения

Эту гимнастику можно проводить как вдвоем с ребенком, так и в группе из нескольких детей.

Как развивать память у школьника?

Произвольная память детей младшего школьного возраста Особенно тревожатся те родители, у которых дети пошли в школу, как раз в этот период времени перед ребенком стоит задача по запоминанию огромного объёма информации, а поток информации в наш информационный век возрастает год от года в геометрической прогрессии.

Некоторые дети не испытывают трудностей при запоминании учебного материала, а у некоторых возникают проблемы. Возникает вопрос, есть ли специальные приемы, с помощью которых можно Развивать память у школьника. Ответ простой, память можно и необходимо развивать. Память - что же это такое?

Память - это форма отражения реального мира, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем использовании своего индивидуального опыта. Человек, лишенный памяти, всегда находился бы по уровню своего развития на стадии новорожденного.

Память – главнейшая функция, обеспечивающая также приобретение новых знаний, и поэтому она лежит в основе обучения и развития школьника.

Различают следующие виды памяти:

  • Образная и словесно-логическая (по типу психической активности);
  • Произвольная и непроизвольная (по характеру целей деятельности);
  • Непосредственная и опосредованная (при непосредственном механическом запоминании процесс запоминания происходит без участия мышления; при опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить);
  • Кратковременная и долговременная (по времени сохранения материала).

К образной памяти относятся - зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная память. Действительно некоторые дети легче воспринимают информацию, когда им читают ее вслух (слуховой тип памяти) или наоборот, если сам ребёнок читает этот материал (зрительный тип), у некоторых детей запоминание материала происходит лучше, если он записывается или проговаривается (двигательный тип), а некоторые запоминают лишь в том случае, если запоминаемый материал произвел впечатление, вызвал, какую-то эмоцию (неважно, положительную или отрицательную), как вы догадались это эмоциональная память. Как правило, у ребенка сильнее выражен не один вид памяти, а несколько. Пусть ребенок пытается запомнить материал различными способами: не только читайте вслух сами, просите прочитать ребёнка. Также заставляйте проговаривать выученный материал вслух (рече-двигательный тип памяти).

Память школьников в каждом возрасте различна. У младших школьников преобладает непроизвольная и наглядно-образная память. Следовательно, на это и должно опираться запоминание новой информации. Необходимо использовать для запоминания материала различные предметы (яркие картинки, развивающие и интерактивные игрушки ). У школьников среднего звена уже начинает формироваться словесно-логическая и произвольная память. Развитие произвольной памяти имеет важное значение при обучении ребенка в школе.

Если ребенок будет заучивать только то, что ему интересно, а не то, что требует школьный учитель для выполнения школьной программы, то учеба в школе будет просто невозможна.

Под влиянием систематического обучения произвольная, словесно - логическая память, которая только начинает складываться и развиваться у младших школьников, достигает у старших школьников высоких ступеней развития.

Какими же способами и приемами Развивать память у школьников ?

Чем раньше начать развивать память ребенка, тем лучше. Оказывается, что формирование центральной нервной системы замедляется к 10-12 годам, а далее развитие происходит, но не так активно, как в более раннем возрасте. Поэтому займитесь развитием памяти вашего ребенка уже сейчас, для того чтобы он мог успешно обучаться в школе не испытывал особых затруднений.

Во-первых, развивайте логическую память. Необходимо учиться понимать и осмысливать материал, разбивать на информационные блоки, находить между ними логические связи, систематизировать их.

Вдобавок к логической памяти подключайте образную. На листе бумаги воспроизведите на нем запоминаемую информацию материала в виде рисунков, графиков, схем, таблиц.

И наконец, есть еще так называемые «мнемотехнические» приемы, улучшающие запоминание:

  • Для лучшего запоминания информации необходимо учиться осуществлять ее перевод в образную форму. Если вам нужно запомнить бессмысленный набор слов, то представьте его в виде мультика или картины-иллюстрации.
  • Ритмизация – информация рифмуется в стих или придумывается так называемая «запоминалка» и заучивается. Все помнят еще с детства, как выучить цвета радуги (каждый охотник желает знать, где сидит фазан) и употребление глаголов «одевать» и «надевать»: Одеваем Надежду, Надеваем одежду. Можно с детьми выдумывать свои запоминалки, и процесс запоминания пойдет легче.
  • Метод Цицерона. Вы воображаете, что идете по своей комнате и ставите запоминаемые образы по местам. Предварительно запоминаете, где стоят ваши вещи в комнате (я думаю на это время и не нужно, вы и так прекрасно знаете, где у вас стоит стол, кровать, кресло и т. д.). Позже, вспоминая предметы в своей комнате, вы с легкостью воспроизводите все образы.
  • Еще одним инструментом мнемонического запоминания являются ассоциации - умение устанавливать связи (ассоциации) между различными элементами запоминаемого материала.

Ротару :В 70 лет выгляжу на 45 благодаря простой методике...

Почему все аптеки молчат? Грибок ногтя боится как огня дешевого...

Алкоголику вместо кодирования подсыпьте незаметно 3-4 капли обычной…

Соломія Вітвіцька: живіт втягнувся за добу, вийшло 22 кг жиру! Їла це ...

Заросли папиллом на шее и в подмышках - признак наличия у вас...