Проблема адаптации средней школе

Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение V-VI классов 462

1. Актуальность проблемы оказания психологической помощи детям
В процессе их обучения

Вследствие неблагоприятных социальных условий в нашей стране в настоящее время появляется много детей с проблемами развития, с отклонениями в психофизическом здоровье, нарушениями поведения. Пагубное влияние сложившаяся социальная ситуация оказала и на школу, которая, выполняя новый социальный заказ — реализацию принципов гуманизации, построения вариативных форм образования, пошла по пути не всегда обоснованных инноваций [10, 9, 20]. Реализация этих принципов на практике привела к диспропорции когнитивного и эмоционального развития ребенка, породившей массовые трудности обучения детей и явление школьной дезадаптации [10, 3, 4]. Несмотря на то что в настоящее время на решение проблемы школьной дезадаптации направлены усилия многих специалистов, использующих широкий комплекс методов — медицинских, социально-педагогических и психологических, они часто оказываются недостаточно эффективными. Это обусловлено отсутствием единой теоретической позиции специалистов, разнообразием используемых ими подходов и теоретических установок, а также некритичным заимствованием технологий и методов психотерапии и психолого-педагогической коррекции, разработанных за рубежом. Для многих психологических и психотерапевтических моделей, развитых на Западе, характерно разделение работы с интеллектуальной и поведенческой сферами (на нее нацелены бихевиоральные и бихевиорально-когнитивные направления) и работы с эмоционально-личностной сферой (при всем различии целей и используемых методов в этих работах сосредоточены усилия гуманистического и психоаналитического направления). В отечественной практике также наблюдаются тенденции подобного разделения, когда задачи коррекции когнитивной сферы ребенка отделяются от коррекции его эмоционально-мотивационной и личностной сфер.

Именно эта ситуация делает особо актуальной использование парадигмы культурно-исторического подхода к изучению психического развития ребенка, способной преодолеть указанные противоречия когнитивной и эмоционально-личностной моделей в педагогике и психологии. В настоящее время возникла тенденция к интеграции этих моделей для восстановления баланса между эмоциональным и интеллектуальным модусами человеческого существования, однако вопросы идеологических оснований такой интеграции часто исследованы недостаточно. Наиболее глубоко эта проблема разработана в трудах Л. С. Выготского, исследовавшего закономерности развития психики ребенка. Фундаментальными для решения этой проблемы являются его положения о смене взаимоотношений между аффектом и интеллектом в процессе онтогенетического развития ребенка. Использование этого принципа в практике психотерапевтической и психокоррекционной работы может быть понято именно через разработанные Л. С. Выготским принципы анализа психологических проблем ребенка с учетом закономерностей его возрастного развития. Это предопределяет необходимость смены проблемных задач эмоционально-личностной и интеллектуальной сфер в процессе коррекции, которая направлена на помощь ребенку в решении актуальных для него проблем, определяемых социальной ситуацией его развития, и является основой интеграции методов когнитивной и эмоциональной коррекции и психотерапии. Этот принцип заложен в предлагаемую нами интегративную модель организации психологического воздействия на систему «ребенок — значимые взрослые», которая предусматривает организацию коррекционно-развивающего процесса для ускоренного формирования у ребенка недостаточно сформированных ранее психических процессов при использовании двух взаимосвязанных сред: искусственно созданной психологом модельной среды и реальной ситуации обучения ребенка.

  • Александровская Э. М. Выбор образовательного маршрута (опыт сотрудничества ПМС-центра со школой): Материалы I конференции психолого-медико-социальных центров МКО. М. 1998 // Школа здоровья. Т. 5. № 3-4.
  • Безруких М. М. Проблемные дети. М. 2000.
  • Вахнянская И. Л. Учебная деятельность сквозь зеркало двух парадигм // Мир психологии. 1996. № 1.
  • Воробьева Л. И. Ребенок и взрослый в классической и гуманитарной психологии // Мир психологии. 1996. № 1.
  • Вострокнутов Н. В. Детский дистресс: диагностика, коррекция, возвращение в жизнь // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». М. 1998.
  • Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч. В 6 т. М. 1983.
  • Выготский Л. С. Проблемы умственной отсталости //Собр. соч. В 6 т. М. 1983.
  • Григорович Л. А. Использование опросника «Анализ семейных взаимоотношений» в практике дошкольного психолога // Семейная психология и семейная психотерапия. 1998. № 2.
  • Гуткина Н. И. Проблема дифференциации в образовании // Детский практический психолог. Обнинск, 1995. Июль.
  • Дубровина И. В. Школьники и охрана их здоровья // Школа здоровья. 1998. Т. 5. № 2.
  • Карпова Е. В. Лютова Е. К. Программа «Я и мой ребенок» (оптимизация детско-родительских отношений) // Семейная психология и семейная психотерапия. 1998. № 3.
  • Костылева П. А. Особенности адаптации к учебной деятельности учащихся классов компенсирующего обучения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». М. 1998.
  • Кочубей Б. И. Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М. 1988.
  • Кумарина Г. Ф. Состояния риска в развитии ребенка: актуальные проблемы педагогической диагностики, профилактики и коррекции // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». М. 1998.
  • Лусканова Н. Г. Коробейников А. И. Диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста // Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. М. 1993.
  • Переслени Л. И. Шушковская А. А. Слободяник Н. Н. Падылин Н. Ю. Шинкарева Н. С. Дифференцированное обучение в аспекте коррекции недостатков в развитии младших школьников // Школа здоровья. 1997. Т. 4. № 1.
  • Раттер М. Помощь трудным детям. М. 1997.
  • Сартан Г. Н. Стратегии родительского воспитания // Материалы конференции «Здравый смысл и достоинство в школе: Современные проблемы социально-психологической адаптации детей и подростков». М. 1998.
  • Тащева А. И. Родители как друзья школьных и дошкольных учреждений // Материалы конференции «Здравый смысл и достоинство в школе: Современные проблемы социально-психологической адаптации детей и подростков». М. 1998.
  • Фельдштейн Д. И. Психологические проблемы взаимодействия взрослых и детей // Мир психологии. 1996. № 1.
  • Адаптация младших подростков к обучению в среднем звене средней школы

    Адаптация младших подростков к обучению в среднем звене средней школы

    • Петухова Лидия Валериевна, социальный педагог

    Разделы: Школьная психологическая служба

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА I. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
    1.1 Понятие и проблема адаптации младших подростков к обучению в средней школе
    1.2 Особенности младшего подросткового возраста
    1.3 Проблемы формирования мотивации учебной деятельности младших подростков в период адаптации пятиклассников
    ГЛАВА П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
    2.1 Формирование эксперимента и определение методик по изучению адаптации младших подростков к обучению в средней школе
    2.2 Организация и проведение профилактической работы педагога-психолога по адаптации младших подростков к обучению в средней школе
    2.3 Анализ результатов исследования по проблеме адаптации младших подростков к обучению в средней школе
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Введение

    Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя - предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Новыми оказываются и форма обучения, и новые требования.

    У пятиклассников появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники, новая обстановка, новая школа.

    Пятикласснику в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активным, умным, независимым, нужным, успешным, хочется, чтобы новый учитель увидел в нем все самое лучшее.

    Как отмечает И. О. Дубровина (39, с. 145), переход из младшего звена в среднее совпадает с концом детства, достаточно стабильным периодом развития.

    Практика показывает, что большинство, детей переживает в этот период как важный шаг в их жизни:

    • Во-первых, сам факт окончания младшей ступени, ставит школьника на ступень выше в его глазах;
    • Во - вторых, несмотря на то, что и раньше дети изучали разные предметы, именно при переходе в основную школу (5 класс) они начинают осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.

    И. О. Дубровина (39, с. 143), отмечает, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям жизни, обучения, во многом сходной с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. То есть опять же повышается тревожность, у некоторых детей снижается работоспособность, у некоторых - повышается, наблюдается неорганизованность, забывчивость.

    С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей, которые носят психомоторный характер. Затруднять адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требований разных педагогов, так и то, что учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Трудности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

    Все выше перечисленное показывает, что проблема адаптации к обучению в основном звене средней школы представляет сложную теоретическую и практическую проблему. Поэтому мы считаем, что актуальность проблемы адаптации младших школьников к обучению в средней школе заключается в:

    • Несоответствии задач, которые ставит перед собой начальное звено и среднее звено;
    • Нестыковке учебных программ в начальном и среднем звене, разницы требований учителей;
    • Снижении мотивации обучения, в следствие встречающихся трудностей и проблем при переходе из начальных классов в средние.

    Исходя из данной проблемы обозначена проблему исследования как «Адаптация младших школьников к обучению в основном звене средней школы»

    Объект исследования: является процесс адаптации младших подростков к обучению в средней школе.

    Предмет исследования: условия адаптации пятиклассников к обучению в средней школе.

    Цель исследования: создать условия для успешной адаптации младших школьников к обучению в среднем звене на основе введения программы авторского спецкурса.

    Исходя из цели работы, мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации младших подростков;
  • Проанализировать понятие и проблему адаптации младших подростков;
  • Выявить особенности адаптации пятиклассников к обучению в средней школе;
  • Разработать и апробировать программу спецкурса с методическими рекомендациями «Я познаю себя» по проведению профилактической и коррекционной работы по устранению проблем в адаптации младших школьников к обучению в средней школе;

    Гипотезы: Адаптация младших подростков к обучению в средней школе будет успешной, если:

  • Создать условия для активного взаимодействия учащихся с окружающими людьми и организовать их активную деятельность.
  • Ввести в учебный процесс учащихся пятых классов спецкурс по психологии: «Я познаю себя».

    В работе использованы следующие методы исследования:

  • Теоретический анализ научной психолого - педагогической литературы по теме исследования;
  • Анкетирование (анкета школьных мотиваций Н. Г. Лускановой (в модификации Е. И. Даниловой)
  • Наблюдение;
  • Тесты (тест школьной тревожности Филипса, методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние)
  • Научно-практическая значимость данного исследования заключается в предложенной системе по проведению профилактической работы в переходный период младших школьников из начальной школы в среднюю.

    Объем и структура работы.

    Работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, рекомендаций, приложений и списка использованной литературы.

    Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его методологическая и теоретические основы, указываются цели и задачи, формулируется гипотеза, определяются объект и предмет исследованиия, раскрывается практическая значимость работы.

    В первой главе «Научно - теоретические основы школьной адаптации в младшем подростковом возрасте» рассматриваются понятие и проблема адаптации младших подростков к обучению в средней школе, особенности младшего подросткового возраста, проблемы мотивации учебной деятельности младших подростков в период адаптации пятиклассников.

    Во второй главе «Организационно-методические основы исследования по проблеме адаптации пятиклассников к обучению в средней школе» дано обоснование методологического подхода к изучению адаптации

    Младших подростков, обосновывается и описывается выборка, методы и методики исследования. Приводится описание результатов исследования, излагаются соответствующие выводы.

    В заключении подводятся итоги исследования, определяются перспективы, исходящие из материалов данной работы.

    Полный текст работы у автора.

    Интересные статьи:

    О проблеме адаптации младших школьников при переходе с начальной на среднюю ступень обучения The adaptation problem of pupils by the transition from primary to secondary school Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

    Аннотация
    научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Павловская Елена Вячеславовна

    Рассматривается проблема адаптации младших школьников к процессу обучения на средней ступени. Переход с одной ступени на другую означает смену условий обучения, влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и изменения во взаимоотношениях с окружающими. Учителя средней ступени обучения предъявляют новые требования к ученикам. Не все дети легко адаптируются в новых условиях, так как это связано с переходом на кабинетную систему обучения, различным стилем преподавания, личностными особенностями учителей. В этот период недостаточно обращается внимание на психологическое состояние учеников и уровень развития их личностных качеств.

    Abstract 2007 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Pavlovskaya Elena Vyacheslavovna, Tomsk State University Journal

    The transition of a primary school means the changing of the educational conditions and interrelations with milieu. The secondary school teachers put in new claims to fifth-form pupils. The pupils needs master these claims. It is difficult to do because in this time the adaptation process takes place. The actuality of this problem is determined by the fact, that in teachers#39; practical work there are difficulties in pupil#39; organization during the study process. Not all children can adapt to new circumstances, that in our view is reasoned by changing educational conditions (the transition in study room system, different styles of teaching, teachers#39; personality peculiarities). In the same way pupils have individual peculiarities of psychology.

    Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Томского государственного университета, Павловская Елена Вячеславовна

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    Павловская Елена Вячеславовна О проблеме адаптации младших школьников при переходе с начальной на среднюю ступень обучения // Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. №299. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/o-probleme-adaptatsii-mladshih-shkolnikov-pri-perehode-s-nachalnoy-na-srednyuyu-stupen-obucheniya (дата обращения: 13.10).

    Павловская Елена Вячеславовна О проблеме адаптации младших школьников при переходе с начальной на среднюю ступень обучения Вестник Томского государственного университета (2007). URL: http://cyberleninka. ru/article/n/o-probleme-adaptatsii-mladshih-shkolnikov-pri-perehode-s-nachalnoy-na-srednyuyu-stupen-obucheniya (дата обращения: 13.10).

    Павловская Елена Вячеславовна (2007). О проблеме адаптации младших школьников при переходе с начальной на среднюю ступень обучения. Вестник Томского государственного университета URL: http://cyberleninka. ru/article/n/o-probleme-adaptatsii-mladshih-shkolnikov-pri-perehode-s-nachalnoy-na-srednyuyu-stupen-obucheniya (дата обращения: 13.10).

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    Павловская Елена Вячеславовна О проблеме адаптации младших школьников при переходе с начальной на среднюю ступень обучения // Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. №299 С.182-184.

    Павловская Елена Вячеславовна О проблеме адаптации младших школьников при переходе с начальной на среднюю ступень обучения Вестник Томского государственного университета (2007).

    Павловская Елена Вячеславовна (2007). О проблеме адаптации младших школьников при переходе с начальной на среднюю ступень обучения. Вестник Томского государственного университета


    Ротару :В 70 лет выгляжу на 45 благодаря простой методике...

    Почему все аптеки молчат? Грибок ногтя боится как огня дешевого...

    Алкоголику вместо кодирования подсыпьте незаметно 3-4 капли обычной…

    Соломія Вітвіцька: живіт втягнувся за добу, вийшло 22 кг жиру! Їла це ...

    Заросли папиллом на шее и в подмышках - признак наличия у вас...